содержание
Все сайты C-Rover

В 1430-е годы художник пишет целую серию алтарей для флорентийских церквей, среди которых выделяется великолепный "Алтарь Сан Марко" (1438—1440, Флоренция, Музей Сан Марко), где Мадонна, восседающая на великолепном, антикизированном по облику троне, и стоящие у его подножия святые образуют единую, стройную по архитектонике группу. Это один из наиболее впечатляющих алтарей эпохи квадраченто (Раннего Возрождения в Италии 15 века).

В 1435 году местные приходские священники вместе с общиной доминиканских обсервантов во Фьезоле (Флоренция) обратились к Папе Евгению IV с ходатайством о расследовании дела сильвестринских монахов, которые долгое время занимали монастырь Сан Марко. О сильвестринцах — реформированной ветви бенедиктинского ордена — было сказано, что они не живут «ни в бедности, ни в целомудрии», и им было приказано покинуть помещения монастыря, который, как сообщается, находился в разоренном состоянии; впоследствии его имущество было передано доминиканцам. Сильвестринцы обжаловали приговор, и пока тяжба продолжалась (дело доминиканцев обсуждалось перед Базельским собором фра Хуаном де Торквемада, официальным теологом Евгения IV), доминиканцы получили в июле 1435 г. приходскую церковь Сан Джорджо сулла Коста (церковь Святого Георгия на Побережье) в Ольтрарно в качестве их временного жилья во Флоренции. Хотя спор не был окончательно урегулирован в течение ряда лет, в январе 1436 года папа Евгений IV приказал сильвестрийцам и доминиканцам немедленно обменяться помещениями - приказ, поддержанный Козимо Медичи и флорентийским гражданским советом. В итоге сильвестринцы перебрались в Сан Джорджо сулла Коста, а доминиканские обсерванты Фьезоле завладели Сан Марко.

Ремонт церкви и монастыря Сан Марко в значительной степени финансировался Козимо Медичи и его братом Лоренцо. Когда доминиканцы завладели церковью, над главным алтарем Сан Марко находилось монументальное полотно Лоренцо ди Никколо «Коронация Богородицы». Оно было удалено в 1438 году, чтобы облегчить строительство в апсиде и хоровой капелле. С покупкой в этом же году прав патронажа на главный алтарь церкви эта картина стала собственностью Козимо и Лоренцо Медичи (они предложили её в качестве подарка доминиканцам Кортоны). Анджелико было поручено написать новый алтарный образ для отреставрированной монастырской церкви Сан Марко.

Анджелико решил (или получил указание заказчика) расположить свое изображение в большом квадратном поле типа pala quadrata (квадратный алтарь), примененного Брунеллески для алтарей в Санто Спирито и Сан Лоренцо, и его алтарь стал одним из первых Ренесансных алтарей этого типа - алтари, состоящие из одной несегментированной главной панели, так называемые пала, стали типичными в Ренессансную эпоху.

Высокий алтарь Сан Марко оставался на своем месте до 1677 года, когда началась реконструкция церкви. В записи от 1758 года указано, что он висит в проходе вне ризницы. В 1810 году алтарь был разбит на части. Большинство панелей из пределлы и с пилястр рамы теперь распределены между зарубежными музеями. Главная панель был возвращена в музей Сан-Марко музея из Академии в 1919 году.

Как выглядел этот алтарь изначально - точно не известно. Предлагалось несколько вариантов его реконструкции. Реконструкция этого алтаря, которую мы полагаем основной, предполагает, что крайние левая и правая панели пределлы находятся на боковых сторонах алтаря, как это представлено ниже.

Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко. Реконструкция
1438-40. Темпера и золото, дерево.

Далее приведены другие возможные варианты его реконструкции.

Алтарь Сан Марко
Реконструкция 2

Алтарь Сан Марко
Реконструкция 3

Где-то в начале девятнадцатого века главную панель варварски очистили с помощью каустической соды. Вся поверхность была истёрта, особенно заметно - лица. Полный размер ущерба от этого обнаружен только в 1955 году, когда были удалены следы перекраски.

Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко
1438-40. Темпера и золото, дерево. Главная панель: 220 x 227 см. Музей Сан Марко, Флоренция

В центре композиции главной панели на фоне золотого занавеса в окружении ангелов сидит Мадонна с Младенцем на троне, перед которым расстелен узорчатый ковер. С двух сторон от трона группами стоят святые, среди них – Косьма и Дамиан, которые считались покровителями семьи Медичи. Во втором ряду, слева направо, святые Лаврентий, Иоанн Креститель, Марк, Доминик, Франциск и Петр Мученик.

За ангелами идет стена, за которой виден прекрасный пейзаж из кедров, кипарисов, пальм. Пространственное построение здесь шире, чем в любом из ранних алтарей мастера. Впервые используются новые принципы конструирования пространства. Высокая точка схода совпадает с центральной группой, стремительно сокращаясь, передний план уходит в глубину. Мастер передает иллюзию целостного пространства, светотеневая моделировка смягчает контуры фигур и объединяет их.

Мастерство в изображении пространства отчетливо выражено в этой работе Фра Анджелико; явное ощущение глубины создается уже перспективным сокращением узора великолепного анатолийского ковра. Это произведение - один из первых алтарей, учитывающих законы перспективы. Необычно то обстоятельство, что архитектурное обрамление, предназначавшееся для алтаря, создавалось одновременно с живописью. В результате, картина или, вернее, ансамбль композиций стал поистине новаторским произведением.

Мадонна на троне возвышается в самом центре пространства над группой персонажей. Кипарисы, пальмы и гирлянды роз напоминают отрывки из Библии, в котором Дева Мария сравнивается с ливанским кедром, кипарисом с горы Сион, пальмой и иерихонской розой. Святой Марк держит Евангелие открытым на странице, где описывается, как Иисус учил в синагоге.

Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко. Фрагмент: Святой Косьма

Коленопреклоненная фигура Святого Космы - возможно, портрет Козимо Медичи, а Святого Дамиана - портрет умершего в сентябре 1440 года Лоренцо Медичи.

Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко. Фрагмент: Распятие


Пределла

Особую прелесть этим алтарям придают пределлы — небольшие композиции, украшающие цоколь алтаря, в которых Фра Анджелико предстает как искусный рассказчик.

Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко
1438-40. Темпера и золото, дерево. Пределла

Присущий этой работе дисциплинированный геометрический порядок пронизывает и девять панелей пределлы алтаря. В настоящее время разбросанные по коллекциям Флоренции, Мюнхена, Дублина, Парижа и Вашингтона, эти панели иллюстрируют восемь сцен из жития святых Космы и Дамиана, которые, как святые покровители семьи Медичи, изображены преклонившими колени на переднем плане алтаря. Эти панели окружают расположенную в центре панель с изображением сцены Погребения Христова. Эта сцена (Старая пинакотека, Мюнхен) - одно из наиболее поэтичных творений Анджелико, она бескомпромиссна в строгости своей формальной абстракции, приводя образ, одновременно повествовательный и религиозный, в двусторонне симметричный формат как и композиция главной панели алтаря непосредственно над ним.

Алтарь Сан Марко
Пределла (4, центр). Погребение Христа
1438-40. Темпера, дерево. 38 х 46 см. Старая пинакотека, Мюнхен

Тематически центральная панель пределлы алтаря Сан Марко не связана непосредственно со сценами вокруг нее, хотя она, как и остальные сцены, освещена справа. Она связана с Распятием, расположенным в нижней части основной панели алтаря, и которое, когда пределла была на месте, располагалось непосредственно над ней.

В замысле этой сцены удивительным образом сочетаются логика и чувство. Ритм фигур развертывается не вглубь, а вдоль поверхности картины. Переднюю плоскость композиции подчеркивает прямоугольное отверстие входа в гробницу; на его фоне представлен поддерживаемый Никодимом мертвый Христос с распростертыми по горизонтали руками, к которым благоговейно приникли Мадонна и Святой Иоанн. Воздух вокруг тела Христа невесом и его тело почти не нужно поддерживать. Внизу видим сокращающийся в глубину прямоугольник пелены — тонкость передачи ее складок и моделировка тела Христа превосходят все достигнутое художником до сих пор. Как и в примыкающих к ней композициях, сцена освещена справа и снизу, поэтому на правильно построенный торс Христа, кисти его рук и предплечья падает ровный свет.

Панель "Погребение Христа" была куплена наследным принцом Людвигом в 1818 году.


Остальные панели пределлы представляют сцены из жития святых Космы и Демьяна. Косьма и Демьян - братья, врачеватели и чудотворцы, по церковной традиции предположительно жившие во второй половине III — начале IV вв. Их родина – Аравия. Они не принимали за свои услуги никакой платы, за что назывались бессребрениками. Также указывается, что являясь христианами, они многих обращали к вере во Христа.

Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия, было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию, они были представлены гегемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам. Они не стали исполнять приказание, а напротив, исповедали свою веру во Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но по легенде, Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству. Раздраженный гегемон велел заключить их темницу.

На другой день он приказал бросить их в огонь. Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их. Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали и их младшие братья Леонтий, Анфим и Евтропий, которые следовали за ними в течение всей жизни.

Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их смерти с достоверностью неизвестно: считается, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана.

Одно из самых известных деяний святых — операция по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов, ногой недавно умершего мавра (эфиопа?). Этот сюжет нашёл свое отражение во многих произведениях средневекового искусства.

Алтарь Сан Марко
Пределла (левая сторона). Исцеление Палладии святыми Косьмой и Дамианом
1438-40. Темпера, дерево. 36.5 х 46.5 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон

На этой картине, расположенной на левой боковой стороне алтаря, представлены два последовательных эпизода. Слева врачеватели видят воздействие чудесного лекарства, исцеляющего безнадежно больную Палладию. В эпизоде справа святой Дамиан невольно нарушает свой обет не принимать даров за свой труд - исцелившаяся Палладия просит взять её подарок во имя Святой Троицы, и Дамиан не может отказаться. Этот его поступок так расстроил его брата Косьму, что тот объявил, что не хочет, чтобы его после смерти похоронили рядом с братом.

Впервые эта панель упоминается в 1841 году, когда она находилась в коллекции графа де Поуртале-Горгьер в Париже. Она попала в Америку в 1924 году, когда была в коллекции Альберта Келлер в Нью-Йорке. Приобретена Самуэлем Крессом в 1944 году у Дувина.

Алтарь Сан Марко
Пределла (1). Святые Косьма и Дамиан представляют своих братьев проконсулу Лисиасу
1438-40. Темпера, дерево. 38 х 45 см. Старая пинакотека, Мюнхен

В Мюнхенской пинакотеке находятся три панели пределлы со сценами из жизни святых Косьмы и Дамиана, а также ее центральная панель со сценой Погребения Христа.

Эта панель расположена в пределле первой слева. В изображенной на ней сцене святые Косьма и Дамиан и их три младшие братья предстают перед римским префектом Лисием, который приказывает им принести жертву языческим богам.

Данная панель, а также две другие панели со сценами из жизни святых Косьмы и демиана, были реставрираны в 1817 году профессором Луиджи Скотти. Тогда они были во Флоренции. В 1822 году они были куплены для баварской Королевской коллекции у дилера Берлине.

Алтарь Сан Марко
Пределла (2). Спасение святых Косьмы и Дамиана
1438-40. Темпера, дерево. 38 х 45 см. Старая пинакотека, Мюнхен

На панели представлены святые Косьма и Дамиан с братьями, которые молятся, чтобы избавить Лисия от бесов, посланных языческими богами, чтобы мучить его. На заднем плане, их сбросили с утеса в море, но ангелы спасают их от утопления.

В 1822 году эта панель была куплена для баварской Королевской коллекции у дилера Берлине.

Алтарь Сан Марко
Пределла (3). Осуждение святого Косьмы и святого Дамиана
1438-40. Темпера, дерево. 37 х 46 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин

Римский Префект Лисий (в центре, на балконе) приказывает сжечь Косьму и Думьяна, а с ними и трех их братьев, на костре. Однако огонь устремился от них наружу, оставляя их целыми и невредимыми и заставляя исполнителей бежать.

Эта Дублинская панель отдельно впервые упоминается в 1848 году, когда она находилась в коллекции Ломбарди-Балди, во Флоренции. Приобретена музеем на аукционе Кристис в 1886 году.

Алтарь Сан Марко
Пределла (5). Распятие и побиение камнями святых Косьмы и Дамиана
1438-40. Темпера, дерево. 38 х 46 см. Старая пинакотека, Мюнхен

Эта панель рассказывает зрителю о еще одной сорванной попытке мученичества Косьмы и Дамиана, в которой они были подвержены распятию, побиванию камнями и посыланию в них стрел, которые чудесным образом отскакивали от них и поражали их мучителей.

В 1822 году эта панель была куплена для баварской Королевской коллекции у дилера Берлине.

Алтарь Сан Марко
Пределла (6). Мученичество святых Косьмы и Дамиана
1438-40. Темпера, дерево. 38 х 46 см. Лувр, Париж

Финальный момент жизни святых показан Анджелико на фоне пейзажа, одного из лучших пейзажей художника. За укрепленными стенами города, похожих на стены Иерусалима в Снятии с креста, два святых готовятся присоединиться к трем обезглавленным фигурам, лежащим на земле на переднем плане. Наибольший акцент сделан на святом, стоящем коленопреклоненным перед рядом деревьев, параллельных полотну картины. Они символизируют пять жертв экзекуции.

В Мученичестве святых Косьмы и Дамиана Фра Анджелико демонстрирует чувство природы и глаз, хорошо „поставленный" на пейзаж Тосканы. Сквозь башни и деревья с их точно выверенными интервалами мы видим вздымающиеся линии холмов с венчающими их далекими селениями. Удивительно, что этот глубоко религиозный художник, полностью принадлежавший миру духовному, стал великим открывателем мира повседневных вещей.

Согласно этикетке на обратной стороне панели в 1817 году она была передана во флорентийскую Академию некоему профессору Николе Таккинарди. В 1882 году эта панель была приобретена Лувром.

Алтарь Сан Марко
Пределла (7). Погребение святых Косьмы и Дамиана
1438-40. Темпера, дерево. 37 х 45 см. Музей Сан Марко, Флоренция

С точки зрения пространственной структуры эта картина примечательна тем, что место захоронения дано в перспективе (как представлены открытые могилы в Страшном суде), но теперь эта деталь входит в сложный архитектурный комплекс. Интересно отметить, что здесь художник изображает реальное место города Флоренция - площадь перед монастырем Сан Марко. В 1437-43 годах монастырь перестраивался, и когда писалась эта работа южный коридор монастыря ещё не был построен.

Интересно также участие в этой сцене верблюда, из пасти которого вылетает лента с инструкцией могильщикам все-таки похоронить Косьму и Демьяна рядом, как бы отменяя этим прежнее решение Косьмы и примиряя братьев.

Алтарь Сан Марко
Пределла (правая сторона). Исцеление Юстениана святыми Косьмой и Дамианом
1438-40. Темпера, дерево. 37 х 45 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Эта картина размещена на правой боковой стороне алтаря. Юстениан спит, когда святые Косьма и Демьян входят в его комнату, идя по следам мягких облаков. Они заменяют его поврежденную ногу здоровой. Комната выглядит по спартански, но наличие нескольких источников света и внимательный взгляд на это Анджелико делают ее интересной. Свет струится снаружи через окно слева, освещая оконный проем и часть свешивающихся занавесей. Внешнее пространство намечено не только окном, но и дверью напротив него, через которую тоже падает свет. Во фронтальной плоскости извне картины слева находится третий источник света, дающий штрокую диагональную тень через всю правую стену. Занавес образует прямоугольный задник, параллельный поверхности картины, общий для всех картин пределлы, который дает намек на скрытое пространство за ним. Контейнер, висящий на гвозде со строны кровати, стекло и графин, тапочки и трехногий стул – все это компоненты тихой жизни, наблюдаемой вблизи.

Все композиции пределлы алтаря Сан Марко, за исключением одной, ориентированы параллельно плоскости изображения и либо центрированы, либо тщательно сбалансированы слева направо. Только «Мученичество святых Косьмы и Дамиана», седьмая панель, возвращается к формуле, более знакомой по более ранним произведениям Фра Анджелико: повествовательное действие развивается более динамично по ярко выраженным диагоналям, сходящимся в глубину, как будто бы на глазах у зрителя, случайно вошедшего в эту сцену. На всех остальных панелях, в том числе и в расположенном в центре «Погребении Христа», декорация замыкается тщательно проработанной архитектурной формой (в первой и последней сценах они менее детализированы, чем в других), перед которой фигуры расположены вдоль ортогоналей куба пространства в центральном ракурсе. Некоторые из композиций вводят диагонально расположенные архитектурные формы, выступающие за границы картины, но они существенно не меняют по существу плоскую организацию каждой сцены, за исключением случая третьей панели («Спасение святых Косьмы и Дамиана»), где требования непрерывного повествования требовали от художника раскрыть пространство пейзажа слева, чтобы два дополнительных момента истории могли быть также включены в средний план и фон.


Изображения на пилястрах

Пилястры (Боковые колонны рамы) алтаря Сан-Марко первоначально были украшены, как предполагается, шестнадцатью фигурами святых в полный рост, расположенными в четыре ряда по четыре в каждой, на лицевых и боковых сторонах пилястр. На сегодняшний день известно восемь из таких изображений. На реконструкции ниже представлено вероятное их размещение на пилястрах. Положение каждой панели определяется приблизительно, учитывая с какой стороны освещена фигура (фигуры на лицевой стороне пилястр должны быть освещены справа, так же как и фигуры на главной панели алтаря) и каково положение фигур - фигуры с небольшим поворотом вправо находились, скорее всего, на левой пилястре, а полуразвернутые влево - на правой. Кроме того, фигуры в самом верхнем ряду имеют укороченный передний край одежды, поскольку видны снизу.

Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко. Реконструкция

Панели с изображениями святых разрознены, они находятся сейчас в нескольких музеях. На всех этих панелях святые изображены на золотом фоне, стоящими на голубом облаке.

Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко. Пилястры: Святой Ромуальд
1438-40. Темпера, дерево. 40,5 х 13,3 см. Музей института искусств, Миннеаполис

Долгое время эта панель считалась изображением Святого Бенедикта, но сейчас его идентифицировали как Святого Ромуальда Равенского - по его белому хабиту (плащу). Святой Ромуальд (950-1027) – основатель монашеской конгрегации Камальдулов (Камальдолийцев), наиболее строгого ответвления Бенедиктинского ордена.

Эта панель когда-то принадлежал герцогу Веллингтону, который передал ее своему врачу Томасу Пенегрину. У потомков Пенегрина она оставалась до 1962 года, когда она была продана на аукционе Сотбис.

Эта панель находилась, скорее всего, на боковой стороне левой пилястры, но не в самом верхнем ряду. На ее обратной стороне находится надпись конца 18 века о том, что панель написана Фра Анджелико и происходит из Сан Марко.


Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко. Пилястры: Святой Антоний аббат
1438-40. Темпера, дерево. 40,5 х 13,3 см. Художественный институт, Чикаго

Святой Антоний (251-356) – раннехристианский египетский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Он узнается по характерному посоху с ручкой в форме греческой буквы "Тау".

Панель завещана Художественныму институту Чикаго Элизабет Иглхарт Блэр в 2001 году.

Эта панель находилась, скорее всего, на лицевой стороне правой пилястры алтаря, но не в самом верхнем ряду.


Святой Фома Аквинский
Святой Фома Аквинский
1440-50. Темпера, дерево. 39 х 14 см. Коллекция Витторио Чини, Венеция

Святой Фома Аквинский (1225-1274) – Доминиканский святой, доктор церкви. Один из наиболее авторитетных католических религиозных философов, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, а философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего — в сверхъестественном откровении.

Фонд Джорджио Чини это некоммерческая культурная организация, базирующаяся в Венеции, Италия. Он основан Витторио Чини в память о его сыне Джорджио на острове San Giorgio Maggiore. Картина поступила в этот фонд в 1950-х годах.

Эта панель находилась, скорее всего, на лицевой стороне правой пилястры алтаря, в самом верхнем ряду.


Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко. Пилястры: Святой Иероним
Ок. 1437-40. Темпера, дерево. 39 х 14 см. Музей Линданау, Альтенбург

Святой Джером (святой Иероним) (342-419) – церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Покровитель переводчиков.

Эта и две следующих панели приобретены в 1844 году в Риме для барона Линданау Эмилем Брауном.


Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко. Пилястры: Святой Бернар Клервоский
Ок. 1437-40. Темпера, дерево. 39 х 14 см. Музей Линданау, Альтенбург

Святой Бернар Клервоский (1091-1153) французский средневековый мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво. Участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров. Вдохновитель второго Крестового похода. Содействовал росту монашеского ордена цистерцианцев, в его память получившие название бернардинцев (католический монашеский орден, ответвившийся в X веке от бенедиктинского ордена).

Впрочем, некоторые специалисты ранее полагали, что на этой панели изображен Святой Бенедикт (1170-1221) - основатель первого в Европе монастырского ордена со строгим уставом (Ордена Бенедиктинцев). Святой Бенедикт Нурсийский считается небесным покровителем Европы.

Судя по структуре деревянной основы, святой Бернар и святой Иероним написаны на одной доске, причем изображение святого Бернара находилось в нижней части пилястра. Судя по направлению освещения этих фигур (они освещены слева) они не могли находиться на лицевой стороне пилястр - центральная панель освещена справа, поэтому так же должны быть освещены и фигуры на лицевой стороне пилястр.


Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко. Пилястры: Святой Рох
Ок. 1437-40. Темпера, дерево. 39 х 14 см. Музей Линданау, Альтенбург

Святой Рох родился в Монпелье около 1295 года в семье губернатора города. Ещё при рождении он был отмечен особым знаком на груди в форме красного креста. Когда юноше было около 20 лет, он лишился родителей, после чего раздал всё имущество бедным и отправился в Рим в паломничество. Прибыв в Италию Рох обнаружил, что в стране свирепствует эпидемия чумы, после чего он начал странствовать по стране, ухаживая за больными чумой и исцеляя их молитвой и крестным знамением. Затем Рох сам заразился чумой, был изгнан из города, и отправился умирать в заброшенную лесную хижину. По преданию собака дворянина по имени Готхард принесла св. Роху, умиравшему от голода, хлеб. Вскоре святой исцелился от чумы, а Готхард стал его помощником. После выздоровления святой Рох вернулся на родину, где отказался раскрыть своё имя, и был брошен в тюрьму как шпион по приказу своего собственного дяди. После пятилетнего заключения он скончался 16 августа 1327 года. После смерти он был опознан по знаку креста на груди. Широкое народное почитание святого началось сразу же после его смерти, но официально он был канонизирован в XVII веке. Святому Роху молились, главным образом, об избавлении от чумы.

Одно время панели с изображениями святых из музея Линданау считались частью алтаря Анналена. Однако обнаруженные источники начала 19 века утверждают, что эти панели поступили из монастыря Сан Марко.

Панель с изображением святого Роха находилась, скорее всего, на лицевой стороне правой пилястры алтаря.


Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко. Пилястры: Блаженный Иордан Саксонский
Ок. 1440. 40,5 х 13,3 см. Темпера, дерево. Музей Сан Марко, Флоренция

Иордан Саксонский (1190-1237) – второй генеральный магистр ордена проповедников (доминиканцев) после Святого Доминика. Руководил доминиканцами 15 лет, погиб в 1237 году в кораблекрушении около берегов Сирии, когда возвращался из паломничества в Святую Землю.

Эта панель находилась, скорее всего, на лицевой стороне левойй пилястры алтаря, в самом верхнем ряду.


Алтарь Сан Марко
Алтарь монастыря Сан Марко. Пилястры: Святой Винцент Феррер
Ок. 1440. Темпера, дерево. 40,5 х 13,3 см. Музей Сан Марко, Флоренция

Святой Винцент Феррер (1350-1419) – доминиканский миссионер и логик. Более двадцати лет путешествовал по Арагону, Кастилии, Франции, Италии, Англии, Ирландии и Шотландии, обращаю многих людей в христианство. Его личность идентифицируется по едва заметной фрагментарной надписи на его нимбе.

Эта панель находилась, скорее всего, на боковой стороне правой пилястры алтаря.

Панели с изображениями святого Винцента Феррера и Иордана Саксонского были обнаружены в 2006 году в частном доме в Англии - в доме оксфордского библиотекаря Джин Престон, бывшей в прошлом куратором манускриптов. Эти панели были куплены ее отцом в Калифорнии в 1965 году по 100 долларов за штуку. В апреле 2007 года они были проданы герцогу Дорчестер за 1,7 млн евро, перебив цену итальянского правительства. Но позже в том же году они были куплены совместно Поло Музеале Фиорентино и Касса ди Риспармио ди Фиренце за 3,6 млн. евро и после очистки были выставлены в музее Сан-Марко.



предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2023
содержание