Fra Angelico Fra Angelico
Фра Беато Анджéлико
Итальянское Раннее Возрождение

Биография

Фра Анджéлико (ударение на втором слоге, на "Е") родился предположительно между 1395 и 1400 годами в Виккьо нель Муджелло (Vicchio nell Mugello), небольшом укрепленном городке близ Флоренции. О его семье ничего не известно. Период его обучения и становления как художника начался, вероятно, после 1410 года и был связан, по косвенным данным, с мастерской Лоренцо Монако, с которым он мог сотрудничать вплоть до смерти этого художника в 1423 или 1424 году. Как самостоятельный мастер Анджелико (тогда - Гвидо ди Пьетро) впервые упоминается в документе 1418 года. (Подробнее о раннем периоде творчества художника см. здесь)

Где-то в промежутке между 1419 и 1422 годами Анджелико принял постриг в доминиканском монастыре в городе Фьéзоле, близ Флоренции. Свою художественную деятельность там он начал с иллюстраций религиозных книг.

Работа с крупными формами началась с росписи алтарей в 1428? — 1433 году в монастыре Сан Доменико во Фьéзоле и, затем, с 1436-39 года в Сан Марко (Флоренция), когда несколько монахов из Фьезоле переехали во Флоренцию, чтобы расписывать отстроенный Микелоццо (итальянский архитектор и скульптор) монастырь. В 1445 году папа Евгений IV вызвал Анджелико в Рим расписывать фрески ныне не существующей церкви Крещения в Ватикане.

В 1447 году со своим учеником Беноццо Гоццоли Фра Анджелико расписывал фрески церкви в Орвието, а в 1447–1450 годах - стены капеллы Никколина во дворце пап в Ватикане. Другим его учеником был Антониаццо Романо — важная фигура итальянской живописи XV века.

Умер Фра Анджелико в 1455 году, в Риме. Его память празднуется 18 февраля. Похоронен в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где его могила существует до нынешнего времени. Говорят, что латинский текст эпитафии на его могиле составлен папой Николаем V.

Могила Фра Анджелико
Могила Фра Анджелико в церкви Санта Мария сопра Минерва, Рим


Фра Беато Анджелико стал известен под этим именем благодаря Джорджо Вазари (1511-1574), основоположнику современного искусствознания. В своих знаменитых «Жизнеописаниях» он назвал художника «Ангельским» (итал. Angelico), благодаря чему художник стал известен под именем Фра (брат, монах) Анджелико. Очень рано его стали называть Беато Анджелико, то есть Блаженный Анджелико, но Ватикан официально причислил его к лику блаженных только в 1984 году. Изначально его звали Гвидо ди Пьетро (итал. Guido di Pietro). При поступлении в доминиканский монастырь он принял имя Фра Джованни да Фьезоле (итал. Fra Giovanni da Fiesole).

Для творчества Фра Анджелико характерна простота цветовых решений, мягкий лиризм, широкое использование золота. Его искусство проникнуто глубокой и искренней религиозностью. Художник смотрит на мир с благоговейным восторгом, открывая в нем некий отблеск одухотворенной небесной красоты. Его задумчивые светловолосые Мадонны, ангелы в голубых и розовых, затканных золотыми звездами одеяниях хрупки и грациозны и подчас кажутся скорее небесными, чем земными созданиями.

В то же время Анджелико наделяет предстающий в его композициях мир радостным многообразием. Он открывает прелесть цветущих лугов и стройность темных силуэтов кипарисов, прозрачные краски пейзажных далей, движение легких теней, любуется гармоничными формами колонн ренессансных портиков, переносит действие то на городские площади и улицы, то на берег моря или в уютные дворики. Мир Анджелико приветлив и радостен, в нем есть непосредственное, живое очарование. Один из самых утонченных колористов XV века, Фра Анджелико наделяет его изысканной гаммой нежных и чистых красок, нередко сочетая их с позолотой.

Когда в 1455 году Анджелико умер, он считался самым авторитетным художником во Флоренции, но и пятьсот лет спустя не появилось мастера, обладающего столь же безусловной притягательностью. Его творения лишены малейшего отпечатка субъективности, присутствующей в трактовке религиозных сюжетов у ряда крупных живописцев. Напротив, в их основе лежат ясность, дисциплина и душевное смирение, выработанные опытом монастырской жизни Анджелико. Творчество Фра Анджелико всецело подтверждает ту истину, что художник и человек есть единое целое. Его произведения проникнуты нежным и искренним чувством, в зримых образах воплощая мистический дух милосердия, не затронутого ничем мирским, не смущаемого сомнениями. Образный язык Анджелико свидетельствует не об отставании от современных ему художественных тенденций, но об изобразительных намерениях, существенно отличавших его от других мастеров. В его сияющих красках, в радостном лицезрении мира просвечивает чистая вера художника в непреходящий идеал святого искусства.

Фра Анджелико не имеет себе равных в сопереживании религиозным мотивам (художник словно является незримым участником изображенных сцен), в чувстве сострадания, которое проходит через все его творчество, в передаче божественного присутствия в природе, в тихом свете веры, придающем теплоту и гармонию его образам, в постоянстве и прямодушии, с которыми он следовал по избранному пути. Работы ни одного другого художника не воспроизводились столь часто, и, хотя многочисленные репродукции зачастую оставляют желать лучшего, они продолжают выполнять роль, изначально взятую на себя его искусством, свидетельствуя о непреходящей значимости его апостольского служения.

У кого Анджелико учился живописи - неизвестно. Предполагают, что либо у Джерардо ди Старнина, либо у Лоренцо Монако. Как художник он также испытал влияние Джентиле да Фабриано и Мазаччо. Среди его многочисленных учеников и помощников - Беноццо Гоццоли и Филиппо Липпи.

С 30-х годов в работах принимали участие помощники и ученики: в пределлах луврского "Коронования" и кортонского триптиха, фресках в Орвието (Беноццо Гоццоли), в Ватикане (он же), в монастыре Сан Марко (мастера кельи 2, 31, 36); в шкафу для Аннунциаты (А. Бальдовинетти).

Творческое наследие Фра Анджелико весьма обширно - еще Вазари высказавал свое восхищение тем, что один человек смог оставить после себя столько превосходных работ. Его произведения хранятся в различных музеях мира, но среди них самым значительным собранием обладает Монастырь Сан Марко во Флоренции, который превращен в музей Фра Анджелико.

В 1984 году Папский Совет по культуре организовал встречу, посвященную жизни и творчеству святого Джованни да Фьезоле, во время которой Папа провозгласил его небесным патроном всех художников и покровителем мира искусства.


Портрет мастера, который мы использовали в качестве логотипа нашего сайта, написан Лукой Сигнарелли в 1499 году (через 40 с лишним лет после смерти Фра Анджелико).

Портрет Фра Анджелико
Лука Сигнарелли. Падение антихриста, фрагмент
1499. Фреска, Капелла Сан Бризио, Кафедральный собор. Орвето

Фра Анджелико изображен стоящим вместе с автором на одной из фресок капеллы Сан Бризио Кафедрального собора Орвето, в котором Фра Анджелико когда-то расписывал часть потолков.


Портрет Фра Анджелико
Рафаэль, Портрет Беато Анджелико, фрагмент
1508—11. Фреска, Станцы Рафаэля, Ватикан

А это другой известный портрет Фра Анджелико. Он написан Рафаэлем в 1508—11 гг и находится в знаменитых Станцах Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана - а именно в Станце делла Сеньятура (которая была папским рабочим кабинетом) на фреске "Афинская школа".


Портрет Фра Анджелико
Иллюстрация к статье о Фра Джованни да Фьезоле
1550. Джорджо Вазари, "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих"

Еще один портрет Фра Анджелико можно найти в заголовке статьи о Фра Анджелико в известном труде Джорджо Вазари, написанном через 100 лет после смерти художника.

Другой, еще более поздний портрет Фра Анджелико написан в 1590 году художником Лоренцо Бути (1560-1603, Фьезоле).

Портрет Фра Анджелико
Лоренцо Бути. Портрет Беато Анджелико (с нимбом)
1590. Монастырь Сан Доменико, Фьезоле

В музейных фондах и различных публикациях о Фра Анджелико можно найти еще несколько его портретов, написанных значительно позже и выполненных на основе портретов, приведенных выше. Они, поэтому, вряд ли могут претендовать на хоть на какую-либо объективность и мы приводим некоторые из них здесь просто "для коллекции", не указывая источника.

Портрет Фра Анджелико

Портрет Фра Анджелико

Портрет Фра Анджелико

Портрет Фра Анджелико

Портрет Фра Анджелико


Дополнительная информация

На нашем сайте мы разместили ещё несколько статей с текстами различных авторов, посвященными Фра Анджелико. Они, однако, не включены в последовательность "Следующая страница" - "Предыдущая страница", которая связывает страницы нашего сайта в линейную цепочку: в этой цепочке после данной статьи непосредственно следуют страницы, посвященные отдельным произведениям художника. Перейти к упомянутым нами дополнительным биографическим статьям можно либо со страницы оглавления, либо посредством ссылок, размещенных ниже:

- Джорджо Вазари. Жизнеописание фра Джованни да Фьезоле

- Стихи Николая Гумилева о Фра Анджелико

- Статья Василия Петровича(?) о Фра Анджелико с сайта "Небесное Искусство", с преимущественно фактографическими материалами

- Эмоциональная и не слишком содержательная статья итальянского искусствоведа Эльзы Моранте

- Каталог выставки Фра Анджелико в Музее Искусств Метрополитен (Нью-Йорк, 2005), составленный её кураторами Лоуренсом Кантером и Пиа Палладино (очень интересный сборник статей о творчестве художника и отдельных его работах, впервые представленный здесь в русском переводе, который, правда, еще не завершен)



Примечание:

1. Настоящий сайт содержит результат поиска по запросу «Фра Беато Анджелико» как это бы должно быть, если бы поисковики работали разумно. Здесь представлены ВСЕ работы Фра Анджелико и подробная информация о них.

2. Русская транскрипция прозвища этого художника - Angelico - неоднозначна. Речь идет о согласной второго, ударного слога (ударение ставится на "Е" - Анджéлико) - соответствующий звук в итальянском произносится как нечто среднее между русскими звуками Д и Ж. Принятое в русской литературе об искусстве написание "Анджелико" (см, например, статью в БСЭ) нам не нравится - там должен быть один звук, а не два. Несмотря на это мы решили все-таки использовать эту транскрипцию, хотя, на наш взгляд, быть может, лучше подошло бы "Ангéлико", или, чуть хуже, "Анжéлико".

bvn@c-rover.com



содержание следующая
c-rover
2009 - 2022
Все сайты C-Rover